Какие отрасли в качестве «наиболее пострадавших от коронавируса» получат поддержку государства?

По информации ФНС России, правительственная комиссия утвердила перечень сфер деятельности, которые наиболее пострадали от распространения коронавирусной инфекции. Это сферы деятельности с кодами ОКВЭД:

  • авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки (коды 49.3, 49.4, 51.1, 51.21, 52.23.1, 52.23.11, 52.23.12, 52.23.13, 52.23.19);
  • культура, организация досуга и развлечений (код 90);
  • физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт (коды 93, 96.04, 86.90.4);
  • деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (код 79);
  • гостиничный бизнес (код 55);
  • общественное питание (код 56);
  • деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений (коды 85.41, 88.91);
  • деятельность по организации конференций и выставок (код 82.3);
  • деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты) (коды 95, 96.01, 96.02).

Организации и предприниматели, у которых это основной вид деятельности, могут рассчитывать на первоочередную адресную поддержку, обещанную Президентом РФ. К примеру:

  • перенос на 3 месяца срока уплаты всех налогов, кроме НДС и НДФЛ,
  • перенос на 6 месяцев срока уплаты всех налогов, кроме НДС и НДФЛ, для компаний и ИП, включенных в Реестр МСП,
  • перенос на 6 месяцев срока уплаты страховых взносов (для микропредприятий).

 


Когда и как платить зарплату в связи с объявлением 30-31 марта и 1-3 апреля нерабочими днями?

Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в РФ нерабочих дней»

Указом от 25 марта 2020 года № 206 (далее – Указ) Президент РФ объявил период с 30 марта по 3 апреля нерабочими днями. С учетом этого нерабочими считаются только 30-31 марта и 1-3 апреля. А дни 28-29 марта и 4-5 апреля – это по-прежнему выходные дни для работников, которые работают по графику пятидневной рабочей недели.

Указ не распространяется на работников:

а) непрерывно действующих организаций;

б) медицинских и аптечных организаций;

в) организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости;

г) организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения;

д) организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

Отметим, что в Указе не поименованы конкретные виды занятий организаций, которые могут работать. Так, первым пунктом указаны непрерывно действующие организации. В законодательстве отсутствуют характеристики и отраслевая принадлежность таких юридических лиц. Поэтому не вполне ясно, относятся ли к ним банки и транспортные компании, упомянутые в устном обращении Президента РФ. Вероятно, этот вопрос остается на усмотрение самих организаций: те организации, которые работают постоянно, могут считаться непрерывно действующими. Транспортные компании входят в эту группу.

Еще одна группа, вызывающая вопросы, – это организации, которые обеспечивают население продуктами. Из Указа не вполне ясно, относится ли это только к розничным продавцам или же к оптовикам и всему производству тоже.

По нашему мнению, каждый работодатель должен самостоятельно принять решение о том, будет ли следующая неделя для его работников нерабочей или нет, на основе принадлежности к одной из перечисленных в Указе групп. При этом если организация относится к исключениям, работать можно в обычном порядке. Если же в списке работодатель не поименован, то необходимо издавать приказ об объявлении нерабочих дней рабочими и соответствующим образом оплачивать сотрудникам эти дни.

Нерабочая неделя будет рабочей для федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также муниципальных органов власти, но они должны определить численность служащих, которые будут обеспечивать их функционирование.

Аналогичные меры предусмотрены и для СМИ – они продолжат работу, но должны определиться с количеством работников.

В соответствии с ч. 8 ст. 136 ТК РФ при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Отметим, что в ТК РФ отсутствует понятие нерабочего дня. Есть только указание на выходные дни (ст. 111 ТК РФ) и нерабочие праздничные дни (ст. 112 ТК РФ). При этом исчерпывающий перечень нерабочих праздничных дней приведен в статье 112 ТК РФ, указанных дней в нем нет.

Однако с учетом сложившейся обстановки полагаем, что все организации (кроме тех, кто в списке исключений) не должны работать в период с 30 марта по 3 апреля. Это означает следующее:

  1. если дни выплаты заработной платы попадают на этот период (а также на выходные 28-29 марта и 4-5 апреля), то зарплату за март необходимо выплатить не позднее пятницы 27 марта 2020 года.
  2. нерабочие дни уменьшают количество рабочих дней, то есть норму по производственному календарю в учетном периоде (п. 1 Порядка, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.08.2009 № 588н). Поэтому зарплату за март нужно начислять с учетом 152 часов (при 40-часовой рабочей неделе), а не 168 часов.

Отметим, что сотрудники, получающие оклад, должны получить его в полном объеме. Но если кто-то был в отпуске, на больничном или в отпуске за свой счет, изменится общая выплата, потому что изменится стоимость дня.


Когда платить налоги и сдавать отчетность в связи с объявлением 30-31 марта и 1-3 апреля нерабочими днями?

Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в РФ нерабочих дней»

Указом от 25 марта 2020 года № 206 (далее – Указ) Президент РФ объявил период с 30 марта по 3 апреля нерабочими днями.

В связи с этим у всех налогоплательщиков возникает вопрос, когда платить налоги и сдавать отчетность, сроки которых приходятся на следующую неделю.

Если последний день срока для сдачи отчетности или уплаты налога приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством выходным и (или) нерабочим праздничным днем, то согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Как видим, НК РФ оперирует только понятиями выходного и нерабочего праздничного дня, нерабочие дни не упоминаются.

Однако поскольку указанные дни не являются рабочими, по нашему мнению, к ним применимы положения п. 7 ст. 6.1 НК РФ: все сроки сдачи отчетности и уплаты налогов, которые пришлись на период с 28 марта по 5 апреля, переносятся на 6 апреля.

Таким образом:

  • уплатить налог на прибыль и сдать декларацию по налогу на прибыль за 2019 год необходимо 6 апреля, а не 28 (30) марта;
  • уплатить ежемесячный авансовый платеж и представить налоговую декларацию по налогу на прибыль за период январь-февраль 2020 года необходимо 6 апреля, а не 28 (30) марта — для тех, кто платит налог исходя из фактической прибыли;
  • уплатить ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль за март 2020 года необходимо 6 апреля, а не 28 (30) марта — для тех, кто платит ежемесячные авансовые платежи внутри квартала;
  • сдать декларацию по налогу на имущество необходимо 6 апреля, а не 30 марта;
  • сдать бухгалтерскую отчетность за 2019 год необходимо 6 апреля, а не 30 марта;
  • заплатить УСН и сдать декларацию по УСН организациям необходимо 6 апреля, а не 31 марта;
  • представить декларацию по НДПИ за февраль 2020 года необходимо 6 апреля, а не 31 марта;
  • НДФЛ с зарплаты, которая будет выплачена 27 марта, необходимо перечислить в бюджет 6 апреля;
  • НДФЛ по больничным и отпускным за март необходимо перечислить в бюджет 6 апреля.

Как оформить перевод сотрудников на удаленную работу?

Если вы решили перевести офисных сотрудников на удаленный режим работы, то к трудовым договорам с ними необходимо заключить дополнительные соглашения о дистанционной работе.

Дистанционная работа – это выполнение работником должностных обязанностей вне места нахождения работодателя. Важной характеристикой такой работы является то, что всё взаимодействие происходит через интернет. Кроме того, при дистанционной работе сотрудник не занимается производством какой-либо продукции (в отличие от надомной).

Если с сотрудником заключен обычный трудовой договор, то к нему необходимо подписать дополнительное соглашение о признании работы дистанционной на определенный период. Этот период может быть обозначен либо конкретным сроком, либо событием, которое должно произойти, например «до нормализации эпидемиологической обстановки в городе (регионе или стране)».

При этом обращаем внимание, что сроки действия условия о дистанционной работе могут определяться решениями исполнительной власти регионального или местного уровня. Так, в городе Москве принят указ мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности». На период действия этого акта можно заключить дополнительное соглашение о дистанционной работе.

При решении вопроса о том, нужно ли издавать приказ о переводе работников на удаленный режим работы, важно учитывать следующее.

Если по причинам, связанным с изменением организационных условий труда, определенные условия труда не могут быть сохранены, то в соответствии с ч. 1 ст. 74 ТК РФ их можно изменить по инициативе работодателя.

Действительно, введение ограничительных и иных организационных мер можно считать такими изменениями, которые не позволяют сохранить прежние условия трудового договора. В такой ситуации изменить эти условия можно по инициативе работодателя – эта инициатива проявится как раз в издании приказа. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 74 ТК РФ уведомить об изменениях в условиях трудового договора работника в таком случае необходимо не позднее чем за два месяца. Несоблюдение этого срока является нарушением трудового законодательства, за которое работодателю может грозить штраф по ст. 5.27 КоАП РФ (до 50 000 рублей для организации, до 5 000 рублей – для ИП).

В то же время ТК РФ не запрещает сотруднику обратиться к работодателю с просьбой о переводе на дистанционную работу. После подачи такого заявления стороны могут заключить дополнительное соглашение о дистанционно работе.

Работодатель не обязан обеспечивать работника на удаленной работе оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации, но может это сделать. А вот возмещать сотруднику расходы, связанные с исполнением трудовых обязанностей, работодатель должен. Прежде всего, к таким расходам относятся расходы на связь и интернет. Порядок возмещения этих расходов лучше всего закрепить в дополнительном соглашении к трудовому договору.

При переводе сотрудников на дистанционную работу необходимо обеспечить безопасность всех данных организации, в том числе составляющих коммерческую тайну. Поэтому также рекомендуем изменить положения локальных нормативных актов о коммерческой тайне, персональных данных, доступа к внутренним базам данных и аналогичным внутренним ресурсам. Если сотрудникам будет предоставляться удаленный доступ через электронные ключи- идентификаторы, то желательно составить правила работы со средствами индивидуальной идентификации, установить ответственность за передачу этого средства третьим лицам. Если ранее этих правил не было, то с ними необходимо ознакомить всех сотрудников под подпись.

Законодательство не устанавливает правил отчета для дистанционных работников о проделанной работе. Однако работодатель может определить порядок, форму и периодичность такого отчета. Условия об этом можно установить в положении о дистанционной работе или ином локальном нормативном акте, а также включить в дополнительное соглашение к трудовому договору. Аналогичным образом необходимо установить порядок взаимодействия работника и работодателя при постановке задач и их выполнении.


Будет ли НДФЛ, если организация оплатит физлицу билет и визу?

Документ

Письмо Минфина России от 22.01.2020 № 03-04-06/3342

Комментарий

К доходам в натуральной форме для целей НДФЛ относятся оплата организацией в интересах физлица товаров (работ, услуг).

Следовательно, если организация оплатит за физлицо в его интересах билет и визу, то сумма указанных расходов признается доходом физлица в натуральной форме, с которого организация должна исчислить и удержать НДФЛ.

В общем случае НДФЛ с указанного дохода удерживается за счет любых доходов, выплачиваемых организацией этому лицу в денежной форме. Однако если такие доходы организация не выплачивает и удержать НДФЛ не может, то не позднее 1 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором возник доход, она должна письменно сообщить физическому лицу и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.


Может ли ИФНС проверить соответствие фактического адреса юридическому?

Налоговые органы вправе проверять нахождение организации по юридическому адресу. Отсутствие по этому адресу руководителя организации может послужить основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Однако для оценки риска необходимо учитывать следующее.

В целях налогового контроля юридические лица подлежат постановке на учет в инспекции по месту нахождения. При этом место нахождения организации определяется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Эти правила установлены п. 1 и 3 ст. 83 НК РФ.

В ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения, а также об изменении места нахождения (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон № 129-ФЗ). При этом место нахождения определяется путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Это прямо закреплено в п. 2 ст. 54 ГК РФ.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового – иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица (на основании устава или доверенности). В силу п. 5 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе. А согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ адрес юридического лица указывается в ЕГРЮЛ.

Из этих норм следует, что в учредительных документах указывается не адрес юридического лица, а место нахождения, то есть населенный пункт или муниципальное образование, в котором располагается его постоянно действующий исполнительный орган. Таким органом является генеральный директор, президент, директор (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Однако в ЕГРЮЛ должен быть внесен именно адрес юридического лица, т.е. адрес места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.

Как указано в п. 3 ст. 54 ГК РФ, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными организацией, даже если она не находится по указанному адресу.

Таким образом, место работы руководителя должно совпадать с местом нахождения организации, которое указано в её учредительных документах и ЕГРЮЛ, даже несмотря на то, что в законодательстве нет такого требования, В результате несовпадения в ЕГРЮЛ будут включены сведения, которые не соответствуют действительности.

В статье 57 ТК РФ, в которой прописаны сведения, обязательные для трудового договора, нет требования, чтобы в трудовом договоре с директором указывался именно адрес работы. Речь идет лишь о месте работы, под которым понимается расположенная в определенной местности (населенном пункте) конкретная организация, ее представительство, филиал, иное обособленное структурное подразделение (обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014).

Также законодательство не содержит нормы, обязывающей руководителя постоянно находиться по месту нахождения либо по адресу организации, указанному в её учредительных документах и ЕГРЮЛ. Поэтому руководитель организации может фактически находиться и осуществлять свои функции по адресу, отличному от адреса в ЕГРЮЛ. При этом местом его работы по трудовому договору должен быть населенный пункт, указанный в ЕГРЮЛ в качестве адреса места нахождения организации. Другими словами, адрес организации в ЕГРЮЛ и место работы директора должны находиться в одном населенном пункте (муниципальном образовании).

Все риски, связанные с возможным неполучением юридически значимой информации по адресу нахождения организации в связи с фактическим отсутствием там руководителя (иного уполномоченного представителя), несет сама организация.

Согласно п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ налоговый орган вправе проводить проверку соответствия сведений об адресе, указанных в ЕГРЮЛ, фактическому месту нахождения организации.

По итогам такой проверки налоговый орган вправе внести в ЕГРЮЛ сведения о недостоверности информации об адресе, что может привести к исключению данной организации из ЕГРЮЛ (пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Кроме того, наличие указанной записи в ЕГРЮЛ в течение трех лет со дня ее внесения является основанием для отказа в государственной регистрации фактов, связанных с включением в ЕГРЮЛ новых сведений об учредителях или участниках этой организации (пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ).