Незаконные схемы: дробление бизнеса для сохранения УСН.

Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2020 № 301-ЭС19-27038 по делу № А43-37367/2018

Для того чтобы при росте оборотов и доходов сохранить право на УСН, зачастую собственники бизнеса создают дополнительные компании, на которые переводится часть операций. Однако ИФНС научилась вычислять такие хитрости и доказывать их незаконный характер.

Пример – дело, рассмотренное Верховным Судом 05.02.2020. Так, инспекция представила следующие доказательства незаконных действий по дроблению бизнеса. Во-первых, новая фирма была создана ровно в тот момент, когда объемы выручки старой вплотную приблизились к лимиту, дающему право на применение УСН. Во-вторых, наименования компаний отличались лишь наличием слова «фирма» в названии нового юрлица. В-третьих, обе организации вели деятельность в одном производственном помещении, использовали единую материально-техническую базу и трудовой персонал. Наконец, производимая продукция распределялась между ООО номинально – по решению собственников без каких-либо объективных критериев.

На основании этих доказательств суд признал законным объединение выручки обеих фирм, что привело к лишению права на УСН и доначислению налогов (определение от 05.02.2020 № 301-ЭС19-27038 по делу № А43-37367/2018).


Арестует ли ФНС счет за недоимку в несколько копеек?

Письмо Минфина России от 23.01.2020 № 03-02-08/3544

Для взыскания недоимки по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам налоговый орган вправе приостановить расходные операции по счетам налогоплательщика в банках. Эту меру налоговый орган применяет на основании решения о взыскании задолженности, которое он выносит, если налогоплательщик не исполнил требование об уплате соответствующих сумм.

С 1 апреля 2020 года решение о взыскании задолженности налоговый орган вправе выносить при наличии недоимки, превышающей 3000 рублей. Если задолженность не превышает указанную сумму, то в течение трех лет налоговый орган не имеет права её взыскивать. Такое решение он может вынести только в течение двух месяцев после окончания этого срока. При этом три года налоговый орган отсчитает со дня, когда срок уплаты этой задолженности истек на основании выставленного требования.

С учетом вышесказанного налоговый орган не может в течение трех лет приостановить операции по счетам налогоплательщика, имеющего незначительную сумму задолженности (не превышающую 3000 руб.), так как в течение этого срока он не вправе выносить решение о взыскании задолженности.


Меняется порядок подачи сведений о численности работников.


Федеральный закон от 28.01.2020 № 5-ФЗ
Сведения о среднесписочной численности работников предстоит представлять в инспекцию в
составе расчета по страховым взносам. Это предусмотрено Федеральным законом от
28.01.2020 № 5-ФЗ (далее – Закон № 5-ФЗ). Новые положения вступят в силу с 01.01.2021
(п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона № 5-ФЗ).
Следовательно, впервые отчитаться о среднесписочной численности работников вместе с
подачей расчета по взносам потребуется в 2021 году по итогам 2020 года.
Напомним, что в настоящее время подача данных о численности работников не связана с
представлением отчетности по страховым взносам (п. 3 ст. 80 НК РФ). Сведения подаются
ежегодно в срок не позднее 20 января. Так, отчитаться о среднесписочной численности
сотрудников за 2019 год нужно было не позднее 20 января 2020 года.
Если организация создана или реорганизована в течение года, то сейчас она должна
представить указанные сведения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за
месяцем создания или реорганизации.
Заметим, что Закон № 5-ФЗ не содержит положений, обязывающих созданные или
реорганизованные в течение года компании отчитываться в сроки, указанные в действующей
редакции НК РФ.
Расчет по взносам подается по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять
месяцев календарного года) и по итогам года. Получается, что в случае создания или
реорганизации юрлица (регистрации ИП) сведения о среднесписочной численности
сотрудников плательщик страховых взносов (организация или ИП) должен будет подать в
составе расчета по взносам за ближайший отчетный период.

Share:

Как подготовить первый отчет СЗВ-ТД?

Для работодателей введена обязанность сдавать ежемесячную отчетность в ПФР по форме
СЗВ-ТД. Форма утверждена постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 № 730п (далее –
Порядок).
Форма СЗВ-ТД подается на каждое работающее физическое лицо, если с ним произошел один
из случаев, поименованных в п. 2.4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ
(далее – Закон № 27-ФЗ), а именно:

 прием на работу;
 увольнение с работы;
 перевод на другую постоянную работу;
 подача заявления о выборе способа ведения трудовой книжки;

Также данные подаются, если (п. 2.5.3 Порядка):

 работодатель изменил наименование;
 работнику установили вторую и последующую профессию, специальность или
квалификацию;
 суд своим приговором лишил работника права занимать определенные должности или
заниматься определенным видом деятельности.

Таким образом, если в январе 2020 года с кем-либо из сотрудников произошло одно из
событий, описанных выше, то в отношении этого сотрудника необходимо подать СЗВ-ТД.
Если не было указанных кадровых передвижений, а также если новые работники не
принимались, то СЗВ-ТД за январь 2020 года не подается.
Аналогичные правила действуют в течение всего 2020 года.
Однако важно учесть следующие моменты:

  1. в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ (который ввел
    электронные трудовые книжки) до 31 декабря 2020 года все сотрудники подают заявление
    о выборе способа ведения трудовой книжки;
  2. если по сотрудникам не будет кадровых движений весь 2020 год, то до 15 февраля 2021
    года по ним все же необходимо представить данные о трудовой деятельности по состоянию
    на 1 января 2020 года ( пп. 2 п. 2.5 ст. 11 Закона  № 27-ФЗ).

Другими словами, на работников все равно придется подать данные по форме СЗВ-ТД хотя бы
однажды – либо при подаче заявления о выборе формы ведения трудовой книжки, либо о
трудовой деятельности на 1 января 2020 года.
Рекомендуем совместить эти два события. К примеру, всем сотрудникам подать заявления о
выборе способа ведения трудовой книжки в декабре 2020 года, а до 15 января 2021 года по
всем сотрудникам представить СЗВ-ТД с данными об этом и одновременно с данными об этих
сотрудниках по состоянию на 1 января 2020 года.
Также отметим, что в настоящее время законодательство не содержит норм об
ответственности за неподачу сотрудником заявления о выборе способа ведения данных о
трудовой деятельности. Более того, в статье 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ
установлено, что:

  1. сотрудники, которые не смогли подать это заявление до 31.12.2020 (например, по причине
    болезни и т.п.), могут сделать это позднее;
  2. по сотрудникам, которые не подали заявление, работодатель продолжает вести бумажные
    трудовые книжки.

Опубликована форма СЗВ-ТД

Постановление Правления ПФР от 25.12.2019 № 730п

Новая форма отчетности для работодателей – СЗВ-ТД – официально опубликована 24 января 2020 года. Обязанность сдавать эту форму установлена п. 2.4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее – Закон № 27-ФЗ).

Форма нужна для передачи данных о трудовой деятельности работников в информационные ресурсы ПФР. Данные будут храниться на индивидуальном лицевом счете (п. 2.1 ст. 6 Закона № 27-ФЗ). Это:

  • данные о работодателе,
  • сведения о выполняемой работе и периодах работы,
  • информация о подаче работником заявления о способе ведения трудовой книжки (на бумажном носителе или в электронном виде).

Отчитываться по форме СЗВ-ТД необходимо за всех работников (то есть за тех, с кем заключены трудовые договоры), включая совместителей и тех, кто трудится дистанционно (п. 1.4 Порядка, утв. постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 № 730п, далее – Порядок). В Порядке не упомянуты работники, которые трудятся на дому. Однако, по нашему мнению, их в целях подачи СЗВ-ТД необходимо относить к категории дистанционных сотрудников. При этом важно, что даже если сотрудник выбрал бумажную форму трудовой книжки, работодатель все равно должен сдавать на него форму СЗВ-ТД (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ, п. 2.5 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

СЗВ-ТД заполняется отдельно на каждого работника. Если численность занятых по трудовым договорам составляет 25 человек и более за месяц, предшествующий месяцу подачи, то отчетность необходимо сдавать в электронном виде.

Периодичность и случаи представления СЗВ-ТД закреплены в п. 2.4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ. Она подается не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, в котором работник:

  • принят на работу;
  • уволен с работы;
  • переведен на другую постоянную работу;
  • подал заявление о выборе способа ведения трудовой книжки.

Отметим, что Порядком предусмотрено еще несколько случаев, которые требуют сдавать форму СЗВ-ТД, это (п. 2.5.3 Порядка):

  • изменение наименования работодателя;
  • установление (присвоение) работнику второй и последующей профессии, специальности или квалификации;
  • лишение права по приговору суда занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности.

Что касается сроков, пунктом 2.5 ст. 11 Закона № 27-ФЗ они установлены следующим образом.

В 2020 году данные обо всех случаях, указанных в п. 2.4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, представляются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они имели место.

Например, если в январе 2020 года будут уволены или приняты сотрудники, данные об этом необходимо представить не позднее 17 февраля 2020 года (15 февраля – суббота). Или если сотрудники подадут заявление о выборе способа ведения трудовой книжки (не имеет значения, на бумаге или в электронном виде) в каком-то месяце, то до 15-го числа следующего месяца на этих работников необходимо представить СЗВ-ТД.

Важное дополнение. При подаче СЗВ-ТД впервые на работника необходимо представить по нему данные по состоянию на 1 января 2020 года у этого страхователя (пп. 1 п. 2.5 ст. 11 Закона № 27-ФЗ). При этом заполняются все графы СЗВ-ТД в соответствии с пунктами 2.5.1-2.5.8 Порядка. Так, указывается номер записи, дата записи (то есть реальная дата приема или перевода), должность сотрудника, выходные данные о приказе, на основании которого произошло это кадровое мероприятие (п. 2.9 Порядка). Другими словами, в эту форму переносится последняя запись из трудовой книжки работника.

Если в 2020 году на работу будет принят сотрудник, который был уволен в 2020 году, то в СЗВ-ТД на него включать данные по состоянию на 1 января 2020 года не нужно, поскольку эти данные должен был включить предыдущий работодатель.

Если в 2020 году принимается работник, который нигде не работал или с последнего места был уволен до 2020 года, то есть некая неопределенность, какие данные о нем подавать. С одной стороны, пп. 1 п. 2.5 ст. 11 Закона № 27-ФЗ говорит именно о представлении информации у данного страхователя, а если сотрудник принимается после 1 января, то информации такой нет. В то же время можно расценить эту формулировку так, что необходимо представить информацию об отсутствии данных, то есть фактически указать дату увольнения у последнего работодателя. Поскольку неясность в нормативном регулировании есть, рекомендуем при возникновении вопросов обратиться за разъяснением в территориальный орган ПФР.

Если за 2020 год никаких кадровых движений по сотруднику не произойдет, то впервые СЗВ-ТД на него следует подать не позднее 15 февраля 2021 года (пп. 1 п. 2.5 ст. 11 Закона № 27-ФЗ). Если он к этому времени не подаст ни одного из заявлений о выборе способа ведения трудовой книжки, то в СЗВ-ТД необходимо включить данные о нем по состоянию на 1 января 2020 года.

В 2021 году изменятся и сроки представления СЗВ-ТД (пп. 2 п. 2.5 ст. 11 Закона № 27-ФЗ). Подавать СЗВ-ТД придется:

  • при приеме или увольнении – не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа;
  • при переводе или подаче заявления о выборе способа ведения трудовой книжки – не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, в котором это произошло.

Отметим, что ни в Законе 27-ФЗ, ни в Порядке не установлены сроки подачи СЗВ-ТД для переименования работодателя, установления дополнительной специальности (профессии, квалификации) и запрета занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью).

Возможно, в скором времени по данному вопросу будут даны рекомендации ПФР или внесены изменения в соответствующие нормативные правовые акты.

Напомним, что за неподачу или несвоевременную подачу СЗВ-ТД, а также представление неполных или недостоверных сведений работодателя привлекут к ответственности за нарушение трудового законодательства по ст. 5.27 КоАП РФ (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Штрафы составят:

  • для должностных лиц и ИП – от 1 000 до 5 000 рублей;
  • для организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Поскольку органы ПФР по данной норме привлечь к ответственности не могут, они будут передавать данные в трудовые инспекции, а последние будут выносить постановления о привлечении к ответственности.

Обратите внимание, что на портале нормативных правовых актов опубликован проект СЗВ-ТД, который не соответствует утвержденной форме.


Учет затрат на Web-сайт при УСН ?

Письмо Минфина России от 18.12.2019 № 03-11-11/98947

По нормам Налогового кодекса в составе расходов при УСН учитываются расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям), а также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных.

На основании этой нормы в составе расходов можно учесть также затраты на оплату услуг по обновлению сайта в интернете. Указанные расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными, производимыми для деятельности, направленной на получение дохода.