Как избежать штрафа за несвоевременную сдачу отчетности

Налоговая служба выпустила письмо, в котором рассказала, как налогоплательщикам, испытывающим трудности с отправкой отчетности в электронном виде, избежать штрафа по ст. 119 НК РФ.

В письме от 28.04.2022 № ЕА-4-15/5257@ ведомство со ссылкой на судебную практику отметило, что подтверждением направления отчетности является документ, формируемый оператором ЭДО или разработчиком бухгалтерских учетных систем. В этом документе указывается дата и время отправки отчетности.

При невозможности формирования и (или) направления налоговой отчетности через оператора ЭДО по причинам, которые не зависят от налогоплательщика, он может представить указанные выше документы, чтобы подтвердить своевременное исполнение своей обязанности по представлению отчетности.

Таким образом, инспекции не будут привлекать налогоплательщиков к ответственности, если они представят письма от разработчиков бухгалтерских учетных систем или операторов ЭДО об отсутствии возможности формирования и (или) доставки налоговых деклараций (в соответствующие сроки сдачи).

Представить такие письма необходимо:

до завершения камеральной проверки сданной декларации,

либо до вручения акта (если проверка уже завершена).

Если налогоплательщик не успеет подать документы до вручения акта, то в ходе рассмотрения материалов проверки или сразу после получения акта он должен подать в инспекцию ходатайство о неприменении штрафных санкций. К ходатайству необходимо приложить письмо от оператора ЭДО (разработчика бухгалтерских учетных систем). В этом случае штрафа также не будет.

Разъяснения ФНС России будут доведены до всех нижестоящих инспекций.

Напомним, ИФНС вправе принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации (налогового агента, плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в случае непредставления (п. 6 ст. 6.1 НК РФп. 33.2 ст. 76 НК РФ):

налоговой декларации в течение 20 рабочих дней по истечении установленного срока представления такой декларации;

расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (по форме 6-НДФЛ), а также расчета по страховым взносам в течение 20 рабочих дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

При этом инспекция может (но не обязана) направить налогоплательщику уведомление о неисполнении обязанности по представлению налоговой декларации (расчета), предоставив последнему не менее 14 рабочих дней для передачи отчетности. Только после истечения этого срока банковские счета (переводы электронных денежных средств) могут быть заблокированы.

Считаем, что разъяснения ФНС России в части непривлечения к ответственности можно применить и к блокировке счета. Таким образом, если налогоплательщик столкнется с блокировкой счета, то в инспекцию также необходимо направить письмо от разработчика бухгалтерских учетных систем или оператора ЭДО об отсутствии технической возможности формирования и (или) доставки налоговых деклараций.


Можно ли переоформить задолженность по подотчету в заем?

Задолженность работника перед работодателем по выданным под отчет суммам может быть трансформирована в заемную путем оформления между сторонами гражданско-правового соглашения о новации.

В постановлении от 04.03.2022 № Ф03-230/2022 по делу № А04-616/2021 отмечено, что ни ст. 414 ГК РФ, устанавливающая общие положения о прекращении обязательства путем новации, ни ст. 818 ГК РФ, регулирующая новацию долга в заемное обязательство, не содержат ограничений по проведению данной операции в отношении задолженности по подотчету. Соответственно, работник и работодатель могут заключить соглашение о замене «подотчетной» задолженности, возникшей в рамках трудовых отношений, на обязательство по возврату данной суммы на условиях договора займа (в т.ч. процентного). После подписания данного соглашения работодатель обязан закрыть подотчет и одновременно отразить в учете задолженность по договору займа в согласованном размере.

Share:

Когда не оштрафуют за отсутствие бумажного кассового чека?

При расчете с покупателем продавец должен выдать бумажный кассовый чек и (или) отправить электронный кассовый чек на абонентский номер либо адрес электронной почты (если есть техническая возможность) (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Как отмечает ФНС России, в период переориентации логистических цепочек возможны локальные кратковременные перебои с поставками кассовой ленты. Поэтому если у пользователя по независящим от него причинам отсутствует кассовая лента и он не оформил бумажный кассовый чек, штрафовать его не будут. Полагаем, что доказательством отсутствия вины пользователя ККТ может служить заключенный договор на покупку кассовой ленты, а также письма от контрагента.

Уменьшить расходы на кассовую ленту можно, если направлять покупателям (с их согласия) электронные кассовые чеки.

Кроме того, если покупатель согласен, вместо бумажного кассового чека он может получить кассовый чек в электронном виде через сервис «Мои чеки онлайн». Кассовый чек должен содержать абонентский номер покупателя или адрес электронной почты. Направлять электронный кассовый чек покупателя не требуется (п. 3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).


Минфин России рассказал о налоговых планах на ближайшие три года

Продолжение развития национальной системы прослеживаемости товаров (далее – НСПТ), которая обеспечивает контроль за оборотом товаров на всех этапах от их ввоза в Россию до реализации в рознице. Напомним, НСПТ заработала в России с 8 июля 2021 года (постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).

Новый режим налогообложения

Введение нового специального режима налогообложения. Применять его смогут микропредприятия с численностью сотрудников до 5 человек, имеющие предельную сумму годового дохода не более 60 млн рублей. При этом расчет налога будет производиться налоговыми органами на основе данных ККТ и банковских выписок. Также этот режим не предусматривает сдачи какой-либо налоговой отчетности. Законопроект в настоящее время находится на рассмотрении в Госдуме.

Единый налоговый платеж

С 01.07.2022 по 31.12.2022 г. в виде эксперимента организации и предприниматели смогут применять особый порядок уплаты (перечисления) налогов (сборов, страховых взносов) – единый налоговый платеж (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2021 № 379-ФЗ, см. комментарий).

Вместе с тем, планируется применение этого механизма повсеместно. Иначе говоря, организации и ИП будут обязаны уплачивать налоги одним платежным поручением (без уточнения реквизитов и др. параметров) с последующим зачетом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму.

Экспорт несырьевых неэнергетических товаров

В этой сфере планируется:

создание гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта, включая предэкспортное и экспортное финансирование;

создание комплексной экосистемы («Одно окно») поддержки экспортеров на базе цифровой платформы «Российский экспортный центр»;

возмещение экспортоориентированным предприятиям части понесенных логистических затрат, связанных с транспортировкой продукции на зарубежные рынки.

В сфере валютного контроля предполагается упрощение исполнения экспортных внешнеторговых контрактов с нерезидентами через взаимозачеты между резидентами и нерезидентами.

Платежные сервисы

Создание удобных платежных сервисов для участников бюджетной системы по аналогии с сервисами системы «автоплатежей» коммерческих банков. С помощью таких сервисов плательщики смогут составлять распоряжения о переводе денежных средств, не задумываясь о правильности реквизитов получателя, кода бюджетной классификации и других.

Налог на прибыль

В рамках налога на прибыль, в частности, предполагается изменение условий учета расходов на добровольное страхование: переход от закрытого перечня видов страхования к критериям соответствия расходов на такое страхование.

НДФЛ

Больше всего изменений планируется в рамках администрирования НДФЛ. В частности:

введение обязанности Пенсионного фонда РФ представлять налоговым органам сведения о владельцах сертификатов на материнский (семейный) капитал, распорядившихся его средствами, а также о размере использованных средств. Это необходимо для контроля за правомерностью предоставления имущественных налоговых вычетов;

увеличение предельного возраста до 24 лет детей, обучающихся по очной форме, в целях предоставления «медицинского» налогового вычета;

установление в целях освобождения от НДФЛ максимального размера компенсаций дистанционным работникам, связанных с использованием ими собственного или арендованного оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств для выполнения трудовой функции;

закрепление принципа, согласно которому выплачиваемые российскими работодателями вознаграждения за дистанционную работу за границей будут относится к доходам от источников в России;

наделение иностранных юридических лиц функциями налоговых агентов по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых физическим лицам, выполняющим работы и услуги на территории РФ, в том числе в области информационных технологий, с использованием интернета.

НДС

В рамках этого налога предполагается со 100 до 300 рублей увеличить лимит расходов на приобретение или создание единицы товаров (работ, услуг), передаваемых в рекламных целях, и освобождаемых от НДС.

Также планируется пересмотр понятия «международная перевозка» для целей применения нулевой ставки. Под такую перевозку будет попадать:

перевозка только тем транспортом, на котором товар пересек границу;

либо перевозка, которая оформлена международным перевозочным документом, в котором один пункт указан на территории России, а другой – за рубежом.

Страховые взносы

Планируется работникам с разъездным характером работ и вахтовикам ввести лимит выплат, освобождаемых от обложения страховыми взносами.

Налоговое администрирование

Налоговые органы хотят наделить правом применения предварительных обеспечительных мер. Их можно будет наложить с момента принятия решения о проведении выездной проверке. Цель – предотвратить возможность сокрытия налогоплательщиком имущества и активов.

Также планируют отменить запрет на открытие новых счетов, если действующий заблокирован. Особенность заключается в том, что при открытии нового счета на него тоже будет распространяться блокировка.


Утвержден порядок размещения информации на «Работа в России

Работодатели обязаны ежемесячно предоставлять в службу занятости следующие сведения (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ», далее – Закон № 1032-1):

о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. Указанные сведения необходимо подавать в отношении всех имеющихся у работодателя вакансий, независимо от того, предполагаются они к замещению или нет (подробнее см. здесь);

о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов (в соответствии с квотой), включая данные о локальных нормативных актах, содержащих сведения о таких рабочих местах; о выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

о применении процедур несостоятельности (банкротстве).

Порядок передачи работодателем таких сведений утвержден постановлением Правительства РФ от 30.12.2021 № 2576 (далее – Правила № 2576). Они действуют с 01.01.2022 (п. 3 постановления № 2576).

Предусмотрено два способа сообщения указанной информации: непосредственно в службу занятости (лично, по почте с описью вложения либо в форме электронного документа) либо через портал «Работа в России» (единая цифровая платформа).

Однако право выбора есть не у всех работодателей. Так, размещать сведения только на портале «Работа в России» обязаны следующие работодатели (п. 5 Правил № 2576):

работодатели, у которых среднесписочная численность сотрудников за предшествующий календарный год превышает 25 человек;

вновь созданные (в т. ч. путем реорганизации) компании, у которых среднесписочная численность работников превышает 25 человек;

государственные и муниципальные учреждения;

государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные юрлица, в уставном капитале которых есть доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования;

органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления.

При таком способе подачи сведений их необходимо подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 6 Правил № 2576).

Срок, до которого работодатели обязаны предоставить сведения, ни Законом № 1032-1, ни Правилами № 2756 не установлен. Исходя из этого, отчитываться о событиях месяца (например, об открытых в таком месяце вакансиях) следует до окончания этого месяца.

Невыполнение этой обязанности грозит санкциями по ст. 19.7 КоАП РФ.

Заметим, что с 01.01.2023 передавать информацию на портал «Работа в России» можно будет через Единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 3 постановления № 2576, п. 3, 5 Правил № 2576).


Друзья! Желаем Вам Счастливого Нового 2022 Года!

Друзья!

Искренне поздравляем Вас с наступлением Нового 2022 года!


Мы гордимся тем, как Вы стойко выдержали все испытания этого года. И рады, что смогли быть рядом в непростые дни.


Уверены, что Новый год принесет новые идеи, победы и достижения!

Share: