Штраф за нарушение сроков выплаты аванса

Заработная плата выплачивается сотрудникам каждые полмесяца в сроки, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором (ч. 6 ст. 136 ТК РФ). Правила о выплате заработной платы дважды в месяц означает, что сотрудник должен получить то, что он заработал за прошедший период (полмесяца).

Нарушение сроков выплаты заработной платы грозит работодателю штрафами по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в размере от 5 тысяч (для ИП) до 50 тысяч (для организаций) рублей.

Второй кассационный суд общей юрисдикции рассмотрел жалобу работодателя на постановление ГИТ относительно штрафа в размере 35 тысяч рублей за несвоевременную выплату работникам заработной платы за первую половину месяца (аванса). Постановлением от 30.04.2020 № 16-1222/2020 судьи подтвердили правомерность штрафа.


Минэкономразвития России пояснило, как получить и использовать беспроцентный кредит на выплату зарплаты

Для поддержки работодателей в период неблагоприятной экономической ситуации, вызванной коронавирусом, им предоставляют льготные кредиты на выплату зарплаты сотрудникам. Такие кредиты банки выдают с 30 марта по 1 октября 2020 года на срок не более 12 месяцев, а государство возместит банкам недополученную из-за этого прибыль за счет субсидий из бюджета. В результате на период субсидирования (6 месяцев в течение 2020 года) ставка по кредиту для заемщика составит 0 % годовых, а по окончании этого периода – не более 3,5 % годовых. Порядок и условия льготного кредитования прописаны в постановлении Правительства РФ от 02.04.2020 № 422 (см. подробный комментарий).

Минэкономразвития ответило на вопросы по льготному кредитованию (письмо от 29.05.2020 № Д13и-16981).

На какой момент должно выполняться условие о сохранении не менее 90 процентов работников по сравнению с прошлым месяцем?
В пп. «з» п. 7 постановления № 422 закреплено, что для получения льготного кредита заемщиком (кроме малых и микропредприятий) количество его работников в течение отчетного месяца должно составлять не менее 90 процентов от численности предшествующего месяца. Это условие должно выполняться ежемесячно.

  1. Может ли компания получить льготный кредит, если уже получила безвозмездную субсидию на выплату зарплаты?
    Да, работодатель может рассчитывать на одновременное получение субсидий на выплату зарплаты (см. условия получения) и льготного кредита по постановлению № 422 (см. условия получения).
  2. Можно ли реструктуризировать (изменить срок) льготный кредит на выплату зарплаты?
    Да, менять срок кредита можно в пределах 12 месяцев. Например, если предоставлен кредит на 6 месяцев, то по заявлению заемщика его срок может продлеваться до 12 месяцев. Но надо учитывать, что банку субсидируется только 6 месяцев, нулевая ставка по кредиту будет только в течение этого периода.
  3. Как в целях получения кредита определить, осуществляет заемщик «пострадавший вид деятельности» или нет?
    Для получения льготного кредита заемщик должен осуществлять не менее одного года деятельность в одной или нескольких пострадавших отраслях (перечень приведен в постановлении Правительства № 434). Вид деятельности определяется по данным ЕГРЮЛ или ЕГРП на 1 марта 2020 года. Для малых и микропредприятий этот вид деятельности может быть как основным, так и дополнительным. Для всех остальных организаций и ИП пострадавший вид деятельности должен быть основным. Причем если «пострадавший» ОКВЭД из перечня имеет подкласс, группу и т.д., то компании с такими «нижнеуровневыми» кодами также могут рассчитывать на льготный кредит.
  4. Как определить, к какой категории («малое предприятие» и «микропредприятие») относится заемщик?
    Для получения льготного кредита важно установить, является заемщик малым или микропредприятием. Для таких заемщиков пострадавший вид деятельности может быть как основным, так и дополнительным. Для всех остальных – только основным. Категория субъекта МСП определяется на момент заключения кредитного договора. Сведения берутся из Единого реестра субъектов МСП (он обновляется ежегодно 10 августа).
  5. Важна ли величина дохода от «пострадавшей деятельности» для получения льготного кредита?
    Для получения льготного кредита не имеет значения доля выручки от «пострадавшей» деятельности в общем объеме выручки.
  6. Может ли выданный льготный кредит пойти не на выплату зарплаты сотрудникам, а на его погашение?
    В этом случае будет нарушено условие о целевом использовании кредитных средств, поскольку по правилам постановления № 422 он должен быть направлен только на выплату заработной платы и связанных с ней отчислений. Причем расходы на выплату зарплаты должны быть документально подтверждены.
  7. Можно ли кредитными средствами оплатить НДФЛ?
    Да, возможна уплата НДФЛ с доходов сотрудников за счет кредитных средств.
  8. Можно ли полученный кредит направить на выплату зарплаты не всем, а лишь части работников (в результате некоторые получат зарплату свыше МРОТ за счет кредита)?
    Максимальная сумма льготного кредита рассчитывается как произведение следующих величин (п. 18 постановления № 422):
  9. расчетного размера оплаты труда (МРОТ + районные коэффициенты + процентные надбавки + страховые взносы);
  10. численности работников (по данным, переданным в ПФР);
  11. периода субсидирования (не более 6 месяцев).
  12. Правила постановления № 422 не запрещают направлять полученные средства на выплату зарплаты меньшему числу работников, чем участвовали в расчете суммы кредита. Размер зарплаты сотрудника определяется трудовым договором с ним. Правилами льготного кредитования размер зарплаты не ограничен МРОТ.
  13. Можно ли льготный кредит, оформленный на 6 месяцев, направить на зарплату сотрудникам за 3 месяца (в результате сотрудники получат свыше МРОТ)?
    Несмотря на то что льготный кредит рассчитывается исходя из 6 месяцев, его можно направить на выплату зарплаты сотрудникам за 3 месяца. Тот факт, что зарплата превысит МРОТ, не нарушает правила льготного кредитования.

С 1 июня при перечислении выплат сотрудникам необходимо указывать новые коды в платежных поручениях.

С 01.06.2020 организации или ИП, перечисляющие любые выплаты физлицам, должны проставлять в платежном поручении соответствующие коды.

Эти коды утвердил ЦБ России, указывать их нужно следующим образом:

  • «1» – при переводе доходов, размер взыскания с которых ограничен по ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее – Закон № 229-ФЗ). К таким доходам относятся, например, зарплата, оплата по ГПД и др.
  • «2» – при переводе доходов, удержание с которых согласно ч. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ не производится. К таким доходам относятся, например, компенсации в связи с командировкой, алименты и т.д.
  • «3» – при выплате:

— возмещения вреда, причиненного здоровью (п. 1 ч. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ);

— компенсации за счет бюджета пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф (п. 4 ч. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ).

Напомним, что требование указывать коды установлено изменениями, которые были внесены в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и будут действовать с 1 июня 2020 года. Указание кодов необходимо, чтобы с компенсационных выплат гражданам банки не производили удержания по исполнительным листам.


Какие налоги, кому и как спишут в соответствии с поручением президента?

Законопроект 959325-7

21 мая 2020 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект № 959325-7 (далее – Законопроект), который вносит поправки, в числе прочих предусматривающие освобождение некоторых категорий налогоплательщиков от уплаты налогов и взносов за второй квартал. Речь идет о списании налогов, которое обещал Президент РФ в связи с коронавирусом.

Рассмотрим подробнее эти поправки, а также замечания Комитета по бюджету и налогам.

Статьей 2 Законопроекта предусмотрено освобождение от исполнения обязанности по уплате ряда налогов и авансовых платежей для:

  • организаций, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, чей основной вид деятельности – отрасль, наиболее пострадавшая от коронавируса;
  • индивидуальных предпринимателей, которые заняты в отраслях, наиболее пострадавших от коронавируса;
  • включенных в реестр социально ориентированных НКО, которые с 2017 года являются получателями различных грантов.

Отметим, что в соответствии с Законопроектом, организации и предприниматели признаются работающими в наиболее пострадавшей отрасли, если этот вид деятельности указан в качестве основного в ЕГРЮЛ(ЕГРИП) на 1 марта 2020 года.

Освобождение предусмотрено в отношении следующих платежей.

1. Налоги на доходы

  • налог на прибыль
    • для уплачивающих налог ежемесячными платежами внутри квартала – в части платежей, подлежащих уплате во втором квартале;
    • для уплачивающих налог ежемесячно исходя из фактической прибыли – в части платежей за периоды январь — апрель, январь — май и январь — июнь за минусом  платежей за период январь – март;
    • для тех, кто платит налог ежеквартально, – в части налога за полугодие (за минусом платежей за первый квартал);
    • при этом в дальнейшем сумма авансовых платежей и сумма налога за год определяются с учетом указанных авансовых платежей.
  • налог при УСН
    • в части авансового платежа за первое полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа за отчетный период –  первый квартал 2020 года;
    • этот авансовый платеж засчитывается при исчислении суммы авансового платежа за девять месяцев и налога за 2020 года.
  • ЕСХН
    • в части авансового платежа за полугодие 2020 года;
    • этот авансовый платеж засчитывается в счет уплаты ЕСХН за 2020 год.
  • НДФЛ, который ИП платит «за себя»
    • в части авансового платежа за первое полугодие 2020 года, уменьшенного на авансовый платеж за первый квартал 2020 года;
    • этот авансовый платеж засчитывается при исчислении суммы авансового платежа за девять месяцев 2020 года и суммы налога за 2020 год.

Как видим, в части всех налогов на доходы есть одно общее правило. Поскольку сумма налога исчисляется нарастающим итогом, указано, что неуплаченный авансовый платеж учитывается (засчитывается) в дальнейшем при расчете и уплате как авансовых платежей, так и годовой суммы налога. При этом, несмотря на несколько различающиеся формулировки, по нашему мнению, все-таки законодатель хотел совсем освободить от уплаты этих сумм налогоплательщиков. То есть при расчете, например, авансового платежа по налогу на прибыль за 9 месяцев сумму авансового платежа за полугодие следует считать уплаченной.

Рассмотрим пример по налогу на прибыль.

  • Налогооблагаемая база за 1-й квартал – 100 тыс. руб., к уплате за 1-й кв.  – 20 тыс. руб.
  • Налогооблагаемая база за 1-е полугодие – 110 тыс. руб., к уплате – 22 тыс. руб., из них:
    • 20 тыс. руб. за 1-й квартал,
    • 2 тыс. руб. за 1-е полугодие не уплачиваются по новым правилам.
  • Налогооблагаемая база за 9 месяцев – 130 тыс. руб., исчислено нарастающим итогом – 26 тыс. руб., из них:
    • 20 тыс. руб. к уплате – за 1-й квартал,
    • 2 тыс. руб. по итогам 1-го полугодия не уплачиваются,
    • по итогам 9 месяцев еще 4 тыс. руб. (26 тыс. руб. – 20 тыс. руб. – 2 тыс. руб.).
    • Общая сумма к уплате по итогам 9 месяцев – 24 тыс. руб.

Другая трактовка также возможна. В этом случае к уплате за 9 месяцев полагаются 6 тыс. рублей. На наш взгляд, это противоречит тем поручениям, который дал президент России 15 мая.

2. Имущественные налоги организаций и предпринимателей как физлиц

  • транспортный налог, земельный налог, налог на имущество организаций и физических лиц
    • в части налога за периоды владения объектом обложения с 1 апреля 2020 по 30 июня 2020 (исключительно по имуществу, предназначенному для использования в предпринимательской (уставной) деятельности)

3. Другие налоги

  • ЕНВД
    • в части налога, исчисленного за 2-й квартал 2020 года
  • Водный налог
    • в части налога за налоговый период – 2-й квартал 2020 года;
  • НДПИ
    • в части налога за налоговые периоды апрель — июнь 2020 года;
  • акцизы
    • в части налога за налоговые периоды апрель — июнь 2020 года;
  • торговый сбор
    • в части сбора, исчисленного за 2-й квартал 2020 года.

Обращаем внимание, что в заключении Комитета по бюджету и налогам данные положения названы неточными. Во-первых, отмечено, что президент поручил списать налоги. А в Законопроекте указано «освобождение от обязанности по уплате». Поскольку такой формулировки в НК РФ нет, а исполнение обязанности по уплате – это комплексное понятие, включающее исчисление налога и подачу отчетности, то формулировку предложено заменить. Предлагается оставить «освобождение от обязанности заплатить».

Кроме того, как указано в заключении, налоги на доходы исчисляются с учетом ранее начисленных (рассчитанных) авансовых платежей. Поэтому фразу о том, что «прощенный» авансовый платеж  в дальнейшем учитывается, предлагается исключить. Отметим, что даже если эта рекомендация будет внесена в текст, озвученную выше проблему это не решит.

В отношении патентной системы налогообложения установлено, что при исчислении стоимости патента не учитываются дни действия патента, приходящиеся на апрель, май и июнь 2020 года. Это положение также подверглось критике со стороны профильного комитета Госдумы РФ. Указано, что в соответствии с поручениями президента должно быть не только исчисление суммы налога за июнь 2020 года, но и перерасчет суммы налога за апрель и май 2020 года.

Конечно, законодатели не забыли и про страховые взносы. Установлено, что для тех категорий плательщиков, которым простят налоги за второй квартал, по всем выплатам физическим лицам за апрель — июнь (включительно) 2020 года установлены следующие ставки страховых взносов:

  • в ПФР – 0 %
  • в ФФОМС – 0 %
  • в ФСС на ОСС – 0%

При этом не имеет значения, превышают начисления предельную величину базы по страховым взносам, или нет.

А вот НДФЛ с зарплат работников в списке налогов, которые не нужно платить, не значится. Этот налог необходимо перечислить в общем порядке (так же, как и НДС).

Отметим, что Законопроектом также предусмотрено следующее.

1. Исключение из состава налогооблагаемых доходов у организаций и индивидуальных предпринимателей суммы списанной задолженности по кредитам, взятым на поддержку занятости, и начисленных по ним процентов.

2. Освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц выплат стимулирующего характера работникам стационарных организаций социального обслуживания.

3. Освобождение от НДФЛ сумм возвращенного самозанятым налога на профессиональный доход, уплаченных ими за 2019 год.

4. Уменьшение индивидуальным предпринимателям в наиболее пострадавших отраслях экономики суммы страховых взносов за 2020 год на величину одного минимального размера оплаты труда. То есть взносы в ПФР за 2020 год нужно заплатить в размере 20 318 рублей (вместо 32 448 руб.).

Если Законопроект будет принят, его положения распространят на правоотношения с 1 января 2020 года.


Заработная плата, выплаченная за счет субсидии, облагается НДФЛ и страховыми взносами в общем порядке.

Безвозмездная финансовая помощь от государства (субсидия) положена организациям и предпринимателям, которые на 1 марта 2020 года включены в реестр малого и среднего предпринимательства, а также основной вид деятельности которых в ЕГРЮЛ/ЕГРИП относится к наиболее пострадавшим от коронавируса.

Субсидия рассчитывается:

  • для организаций – как произведение МРОТ (12 130 руб.) на количество сотрудников в марте 2020 года,
  • для предпринимателей – как произведение МРОТ (12 130 руб.) на количество работников в марте 2020 года, увеличенное на 1.

Количество работников налоговые органы будут определять по данным отчетов СЗВ-М, полученным от ПФР. Напомним, форма СЗВ-М подается на всех застрахованных лиц, с которыми заключены трудовые и гражданско-правовые договоры, если на вознаграждения по этим договорам начисляются страховые взносы (п. 1 ст. 8п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Цель субсидии – частично компенсировать в апреле и мае 2020 года затраты (в т.ч. на оплату труда), связанные с осуществлением деятельности в условиях распространения коронавируса.

Суммы полученной финансовой помощи не учитываются получателями (то есть организациями и предпринимателями) в облагаемых доходах (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15пп. 60 п. 1 ст. 251п. 82 ст. 217 НК РФ).

При этом заработная плата сотрудников облагается страховыми взносами и НДФЛ в общем порядке (ст. 208209210ст. 420 НК РФ). Порядок обложения выплат сотрудникам зарплатными налогами (взносами) не зависит от источника выплаты. Специальные нормы, освобождающие зарплаты, выплаченные за счет субсидии, от НДФЛ и страховых взносов, отсутствуют.

Напомним, что получатели не должны учитывать и расходы, понесенные за счет субсидии (п. 48.26 ст. 270пп. 1 ст. 221ст. 346.16 НК РФ). Другими словами, если заработная плата выплачена за счет субсидии, ее нельзя учесть в расходах по налогу на прибыль и НДФЛ, а также налогу при УСН. При этом начисленные на заработную плату страховые взносы, если они будут уплачиваться из своих средств, можно учесть в расходах (см. письма Минфина России от 18.05.2018 № 03-03-06/1/33512от 05.02.2018 № 03-03-06/1/6290 и др.).


Сроки ответа на требование из налоговой инспекции в 2020 году.

Письмо Минфина России от 15.04.2020 № 03-02-08/29938

Если требование о предоставлении документов и иных сведений получено с 1 марта по 31 мая 2020 года, то установленный НК РФ срок представления документов продлевается в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409. Причем срок продления различен для требований, связанных с камеральной проверкой декларации по НДС, и для остальных требований.


Вид требования

Установленный НК РФ срок представления документов (пояснений)

Новый срок по требованиям

Новый срок по требованиям при камеральной проверке по НДС
Требование о представлении пояснений (документов) в рамках камеральной проверки (ст. 88 НК РФ)5 рабочих дней25 рабочих дней15 рабочих дней
Требования о представлении документов в рамках камеральной проверки (п. 3 ст. 93 НК РФ)10 рабочих дней30 рабочих дней20 рабочих дней
Требование о представлении документов (информации) по встречной проверке (п. 5 ст. 93.1 НК РФ)5 рабочих дней25 рабочих дней15 рабочих дней

Срок на представление документов или пояснений начинает течь с даты получения требования. Если требование было направлено в электронном виде по ТКС, то днем получения будет дата, указанная в квитанции о его приеме (п. 13 Порядка, утв. приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@). При направлении требования по почте датой получения считается шестой рабочий день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ).

Перечисленные сроки исчисляются в рабочих днях, поэтому в расчете не участвуют нерабочие дни с 30 марта по 30 апреля и с 6 по 8 мая 2020 года, объявленные Президентом РФ (Указы Президента РФ от 25.03.2020 № 206от 02.04.2020 № 239, от 28.04.2020 № 294). Такие правила содержит п. 6 ст. 6.1 НК РФ (см. письмо Минфина России от 15.04.2020 № 03-02-08/29938).

Однако есть разъяснения Минфина и ФНС России о том, что эти правила применяются только теми организациями, которые не должны работать в соответствии с Указами Президента РФ (письма Минфина России от 31.03.2020 № 03-02-07/2/25589, ФНС России от 14.04.2020 № СД-4-3/6261@). Поэтому организациям, на которые не распространяются Указы Президента РФ о нерабочих днях, безопаснее считать срок представления документов по требованию в обычном порядке, не исключая нерабочие дни.

Обратите внимание! До 31 мая 2020 года приостановлено проведение выездных налоговых проверок (п. 4 постановления № 409). В связи с этим налоговая не может истребовать у налогоплательщика документы в рамках приостановленной выездной проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ, письмо ФНС России от 09.04.2020 № СД-4-2/5985@).

Кроме того, до 31 мая 2020 года не будут приостанавливаться операции по счетам в банках и переводы электронных денежных средств в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ, в т.ч. если налоговому органу не направлена квитанция о приеме требования в электронном виде (п. 4 постановления № 409).