План деятельности Федеральной налоговой службы на 2024 год и плановый период 2025-2029 гг., утв. Минфином России 18.01.2024 № 03-00-03/ВН-1623
Федеральная налоговая служба России обнародовала план деятельности на 2024 год и плановый период 2025-2029 годов (далее – План). Документ утвержден Минфином России 18.01.2024 № 03-00-03/ВН-1623. Остановимся на моментах, которые затронут налогоплательщиков.
Отказ от деклараций
Сразу несколько пунктов Плана посвящаются переходу на бездекларационный порядок взаимодействия с налогоплательщиками. В частности, к декабрю 2024 года планируется внедрить стандарты электронного документооборота в нефтяной отрасли, которые позволят администрировать акцизы на нефтепродукты без представления налогоплательщиками деклараций. Предполагается, что сумма налога будет определяться автоматически на основании первичных документов (п. 1.1.19 Плана).
Также к концу текущего года ФНС России намерена полностью автоматизировать процедуру предоставления имущественного и инвестиционного налоговых вычетов по НДФЛ. Их будут предоставлять налогоплательщикам-физлицам в упрощенном порядке, то есть без подачи декларации (мероприятие 1 разд. V Плана и мероприятие 13 разд. VI Плана). А к декабрю 2025 года налоговая служба планирует и вовсе отказаться от деклараций по НДФЛ (мероприятие 19 разд. VI Плана).
К июлю 2026 года запланировано сокращение отчетности обособленных подразделений. ФНС России хочет изменить формы налоговых деклараций и расчетов таким образом, чтобы данные по подразделениям попадали в отчетность головных организаций. Соответственно, необходимость в отдельных декларациях и расчетах по обособкам отпадет (п. 1.6.3 Плана).
Выявление налоговых схем
Усиление борьбы с уклонением от уплаты налогов также входит в планы ФНС России. Для этого в налоговых инспекциях будут проводиться контрольно-аналитические мероприятия, направленные на выявление схем уклонения от уплаты НДС (п. 1.1.20 Плана).
Кроме того, до инспекторов доведут критерии риска и снабдят инструментами дистанционного автоматизированного контроля, при помощи которых будут выявляться возможные злоупотребления со стороны налогоплательщиков (п. 1.1.21 Плана). Эти мероприятия будут проводиться ФНС России на постоянной основе в течение всего планового периода (2024-2029 гг.) и подкрепляться рассылкой соответствующих писем.
Работа с жалобами
Будут усовершенствованы процедуры рассмотрения жалоб налогоплательщиков. Запланированы следующие мероприятия:
реализация упрощенного порядка рассмотрения жалоб, который вводится в действие с 2025 года и предполагает возможность рассмотрения жалоб непосредственно тем органом, чьи решения или действия обжалуются (новая ст. 140.1 НК РФ). В этой связи ФНС России планирует к концу текущего года внести соответствующие изменения в Приказ от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@, утверждающий форму, формат и порядок представления жалоб (п. 1.5.5 Плана);
разработка и утверждение порядка рассмотрения жалоб посредством видео-конференц-связи (п 1.5.3 Плана);
перевод процесса досудебного обжалования лицензирующих мероприятий полностью в безбумажный (электронный) формат (п. 1.5.4 Плана).
Автоматизация процессов
Перевод на цифру и электронное взаимодействие, по задумке ФНС России, должны затронуть и некоторые другие сферы.
Так, к декабрю 2025 года запланировано внедрение электронного документооборота с судебными органами, что должно повысить эффективность взыскания задолженности в первую очередь с физических лиц, т. к. налоговики смогут централизованно отслеживать движение дел и контролировать сроки (п. 1.3.1 Плана).
К этому же сроку планируется внедрить систему идентификации лиц, пересекающих госграницу (на основании данных о загранпаспортах). И на основе этой информации автоматизировать определение статуса физических лиц в качестве налоговых резидентов. Механизм будет работать и для целей налогообложения, и в отношении валютного контроля (п. 1.13.1 Плана).
В декабре текущего года должна заработать цифровая платформа оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России. Соответствующие сведения помогут банкам и другим финансовым организациям в оценке рисков при открытии счетов налогоплательщикам, выдаче кредитов, предоставлении субсидий и т. п. (мероприятие 2 разд. V Плана).