По каким ставкам платить НДС с 2025 года компаниям на УСН?

С 2025 года организации и предприниматели на УСН признаются плательщиками НДС. Налог упрощенцы смогут уплачивать по общей ставке 20 % (10 %) и применять налоговые вычеты по НДС или по льготной ставке (пп. «б» п. 5, пп. «а» п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ):


5 % – если доходы за прошлый год не превысили 250 млн руб. (без вычетов НДС),


7 % – если доходы за прошлый год не превысили 450 млн руб. (без вычетов НДС).


В то же время от НДС освобождаются организации (ИП), у которых за прошлый год сумма доходов не превысила 60 млн руб. (пп. «а» п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ). Таким образом, если доходы организации (ИП) на УСН за 2024 год превысили 60 млн руб., но не превысили 250 млн руб., то в 2025 году при реализации товаров (работ, услуг) она может применять ставку НДС 5 % (без вычетов НДС) или ставку 20 % (10 %) и принимать к вычету входной НДС. Об этом напомнил Минфин России в письме от 26.07.2024 № 03-07-07/69907.


Обязаны ли плательщики на УСН составлять учетную политику?

Учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (ст. 11 НК РФ).


Нормы гл. 26.2 НК РФ не предусматривают обязанности плательщиков на УСН составлять и утверждать учетную политику для целей налогообложения (письмо Минфина России от 24.06.2024 № 03-11-06/2/58228). Однако отдельные нормы гл. 26.2 НК РФ предоставляют «упрощенцу» право выбора учета определенных операций. Например, у плательщиков на УСН есть выбор:


• метода оценки покупных товаров, если применяется объект налогообложения «доходы минус расходы» (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ);


• правил ведения раздельного учета при совмещении УСН с иным режимом налогообложения (п. 8 ст. 346.18 НК РФ);


• порядка учета иных налогов, от уплаты которых плательщики на УСН не освобождены (п. 2, 3, 5 ст. 346.11 НК РФ). Например, с 2025 года плательщики на УСН при определенных условиях будут платить НДС (см. новость). В этом случае они вправе выбрать ставку налога (общая или пониженная).


Кроме того, в случае налоговой проверки без учетной политики налогоплательщику сложно будет доказать, почему, например, расходы рассчитывались тем, а не иным способом. Поэтому учетную политику для целей налогообложения целесообразно составлять.
Напомним о том, что за отсутствие учетной политики для целей налогообложения должностное лицо налогоплательщика могут оштрафовать на 300–500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Сама организация (ИП) может быть оштрафована на 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).


Как перенесут выходные дни в 2025 году?

Минтруд России подготовил проект постановления Правительства России, которым будет утвержден перенос выходных дней в 2025 году.


В следующем году выходные перенесут:
с субботы 4 января на пятницу 2 мая;
с воскресенья 5 января на среду 31 декабря;
с воскресенья 23 февраля на четверг 8 мая;
с субботы 8 марта на пятницу 13 июня;
с субботы 1 ноября на понедельник 3 ноября.


Таким образом, в 2025 году днями отдыха будут:
с 1 по 8 января (напомним, что 29, 30 и 31 декабря 2024 года – выходные дни, поэтому новогодние каникулы продлятся 11 дней);


с 22 по 23 февраля (2 дня);


с 8 по 9 марта (2 дня);


с 1 по 4 мая (4 дня);


с 8 по 11 мая (4 дня);


с 12 по 15 июня (4 дня);


со 2 по 4 ноября (3 дня);


31 декабря.


Утвержден план работы ФНС России до 2029 года.

План деятельности Федеральной налоговой службы на 2024 год и плановый период 2025-2029 гг., утв. Минфином России 18.01.2024 № 03-00-03/ВН-1623
Федеральная налоговая служба России обнародовала план деятельности на 2024 год и плановый период 2025-2029 годов (далее – План). Документ утвержден Минфином России 18.01.2024 № 03-00-03/ВН-1623. Остановимся на моментах, которые затронут налогоплательщиков.


Отказ от деклараций
Сразу несколько пунктов Плана посвящаются переходу на бездекларационный порядок взаимодействия с налогоплательщиками. В частности, к декабрю 2024 года планируется внедрить стандарты электронного документооборота в нефтяной отрасли, которые позволят администрировать акцизы на нефтепродукты без представления налогоплательщиками деклараций. Предполагается, что сумма налога будет определяться автоматически на основании первичных документов (п. 1.1.19 Плана).
Также к концу текущего года ФНС России намерена полностью автоматизировать процедуру предоставления имущественного и инвестиционного налоговых вычетов по НДФЛ. Их будут предоставлять налогоплательщикам-физлицам в упрощенном порядке, то есть без подачи декларации (мероприятие 1 разд. V Плана и мероприятие 13 разд. VI Плана). А к декабрю 2025 года налоговая служба планирует и вовсе отказаться от деклараций по НДФЛ (мероприятие 19 разд. VI Плана).
К июлю 2026 года запланировано сокращение отчетности обособленных подразделений. ФНС России хочет изменить формы налоговых деклараций и расчетов таким образом, чтобы данные по подразделениям попадали в отчетность головных организаций. Соответственно, необходимость в отдельных декларациях и расчетах по обособкам отпадет (п. 1.6.3 Плана).


Выявление налоговых схем
Усиление борьбы с уклонением от уплаты налогов также входит в планы ФНС России. Для этого в налоговых инспекциях будут проводиться контрольно-аналитические мероприятия, направленные на выявление схем уклонения от уплаты НДС (п. 1.1.20 Плана).
Кроме того, до инспекторов доведут критерии риска и снабдят инструментами дистанционного автоматизированного контроля, при помощи которых будут выявляться возможные злоупотребления со стороны налогоплательщиков (п. 1.1.21 Плана). Эти мероприятия будут проводиться ФНС России на постоянной основе в течение всего планового периода (2024-2029 гг.) и подкрепляться рассылкой соответствующих писем.


Работа с жалобами
Будут усовершенствованы процедуры рассмотрения жалоб налогоплательщиков. Запланированы следующие мероприятия:
реализация упрощенного порядка рассмотрения жалоб, который вводится в действие с 2025 года и предполагает возможность рассмотрения жалоб непосредственно тем органом, чьи решения или действия обжалуются (новая ст. 140.1 НК РФ). В этой связи ФНС России планирует к концу текущего года внести соответствующие изменения в Приказ от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@, утверждающий форму, формат и порядок представления жалоб (п. 1.5.5 Плана);
разработка и утверждение порядка рассмотрения жалоб посредством видео-конференц-связи (п 1.5.3 Плана);
перевод процесса досудебного обжалования лицензирующих мероприятий полностью в безбумажный (электронный) формат (п. 1.5.4 Плана).


Автоматизация процессов
Перевод на цифру и электронное взаимодействие, по задумке ФНС России, должны затронуть и некоторые другие сферы.
Так, к декабрю 2025 года запланировано внедрение электронного документооборота с судебными органами, что должно повысить эффективность взыскания задолженности в первую очередь с физических лиц, т. к. налоговики смогут централизованно отслеживать движение дел и контролировать сроки (п. 1.3.1 Плана).
К этому же сроку планируется внедрить систему идентификации лиц, пересекающих госграницу (на основании данных о загранпаспортах). И на основе этой информации автоматизировать определение статуса физических лиц в качестве налоговых резидентов. Механизм будет работать и для целей налогообложения, и в отношении валютного контроля (п. 1.13.1 Плана).
В декабре текущего года должна заработать цифровая платформа оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России. Соответствующие сведения помогут банкам и другим финансовым организациям в оценке рисков при открытии счетов налогоплательщикам, выдаче кредитов, предоставлении субсидий и т. п. (мероприятие 2 разд. V Плана).


Можно ли уменьшить доход от продажи?

Организации и предприниматели на УСН с объектом «доходы» или «доходы минус расходы» при расчете налоговой базы учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), то есть выручку, которая включает все поступления от продажи (п. 1 ст. 346.15 НК РФ, п. 1 ст. 248 НК РФ, п. 2 ст. 249 НК РФ). Неучитываемые доходы перечислены в ст. 251 НК РФ. Суммы агентского вознаграждения, уплачиваемой принципалом агенту, в перечне нет. Таким образом, принципал на УСН, торгующий через маркетплейс, в доходах должен учесть всю сумму выручки от реализации товара без уменьшения ее на удержанное агентом вознаграждение (письмо ФНС России от 08.05.2024 № СД-4-3/5416@). Подобную точку зрения налоговая служба уже высказывала (письмо от 05.05.2023 № СД-4-3/5762@). Минфин России с этим согласен (письмо от 01.09.2023 № 03-11-11/83988).
Вместе с тем упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» могут учесть расходы на агентское вознаграждение, которое удержал маркетплейс (ст. 1006 ГК РФ, пп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). К примеру, налогоплательщик продал через маркетплейс товары на сумму 1 000 руб. Маркетплейс удержал из этой суммы свое агентское вознаграждение в размере 100 руб. и перечислил продавцу разницу 900 руб. (1 000 руб. – 100 руб.). При расчете налоговой базы упрощенец учитывает в доходах сумму 1 000 руб., а в расходах агентское вознаграждение – 100 руб.
Если упрощенец работает на «доходах», то никакие расходы при расчете налоговой базы он учесть не вправе (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Поэтому в доходы по УСН он включит сумму 1 000 руб., а расходов в виде удержанного маркетплейсом агентского вознаграждения 100 руб. у него не будет (письмо ФНС России от 08.05.2024 № СД-4-3/5416@).
Что касается даты получения дохода, то, по мнению финансового ведомства, доход принципалу следует учитывать на дату возникновения у него права распоряжаться полученными доходами (письмо Минфина России от 01.09.2023 № 03-11-11/83988). По нашему мнению, речь идет о дате поступления выручки агенту. Ранее Минфин России не разделял такой подход, настаивая на том, что доход у принципала возникает на дату поступления денежных средств от агента. Однако ФНС России с этим была не согласна и утверждала, что доход принципалу необходимо учитывать на дату поступления денежных средств от покупателя агенту. Таким образом, Минфин России согласился с налоговой службой.


Нужно ли подавать персонифицированные сведения?

Персонифицированные сведения (далее – Сведения) страхователи обязаны подавать в налоговый орган ежемесячно не позднее 25-го числа (п. 7 ст. 431 НК РФ). Сведения представляются по форме из Приложения № 2 к приказу ФНС России от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@. По своему содержанию Сведения дублируют показатели из раздела 3 расчета по страховым взносам (РСВ). РСВ страхователи подают ежеквартально по итогам отчетных и расчетного периодов. В связи с этим налоговая служба отметила, что при подаче РСВ за отчетный период обязанность по представлению Сведений за последний месяц такого отчетного периода считается исполненной.


Так, к примеру, по итогам 1-го квартала 2024 года представить РСВ необходимо не позднее 25 апреля. Сведения за март 2024 года также нужно подать не позднее 25 апреля. Поскольку март входит в отчетный период, за который подается РСВ, то, по мнению ФНС России, за март 2024 года Сведения можно не сдавать.


Ранее налоговая служба уже высказывала такую точку зрения (см. здесь). Однако полагаем, что безопаснее подавать Сведения каждый месяц (без учета совпадений по дате подачи с РСВ), поскольку нормами НК РФ не предусмотрено каких-либо оснований для непредставления Сведений за отдельные месяцы.


В информации от 11.04.2024 ФНС России также напомнила о способах подачи отчетности. Если численность физлиц, в пользу которых начислены выплаты, превышает за расчетный (отчетный) период 10 человек, то согласно п. 10 ст. 431 НК РФ РСВ и Сведения необходимо подавать исключительно в электронном виде. Если численность составляет 10 человек и менее, то подать отчетность можно по выбору – на бумаге или в электронном виде.